16.11.2021
В последнее время в отношении к правам детей наблюдаются концептуальные изменения: раньше считали, что проблемы детей и молодежи – это препятствие в их развитии; теперь стали осознавать, что активное участие детей — это наиболее эффективный способ решения их собст- венных проблем.
Одной из причин такого сдвига в мышлении служит признание того, что у большинства детских проблем общие источники. При этом проблемы легче решать именно за счет усиления положи- тельных качеств и защитных факторов. Этот подход сам по себе носит контекстуальный характер, поскольку такие качества и защитные факторы легче осознаются в контексте различных «систем» социальной, культурной, политической и экономической среды.
В рамках такого подхода основной упор делается не на конкретных проблемах, а на развитии у детей положительных качеств и усилении защитных факторов, как наиболее эффективном способе решения этих проблем. Все это придает особое значение установлению партнерских отношений как средству определения и формирования у детей их способностей.
Централизованный характер партнерства
Степень настоящего разумного партнерства варьируется от чисто символического и изначально ограниченного, при котором взрослые определяют форму и содержание участия, до партнерства, инициируемого и управляемого самими детьми, контролирующими все стадии процесса. Последняя разновидность партнерских отношений позволяет детям в полной мере изучить и осознать возможности самостоятельного принятия решений. Однако часто следствием такой формы сотрудничества являются ограниченные возможности для осмысленного общения со взрослыми. Подобное партнёрство не всегда носит конструктивный характер. В детской среде формируется такой уровень отношений, который, чаще всего исключает возможность демократического принятия решений. Поэтому такие партнерские отношения не являются эффективным способом внесения изменений в общество.
Существуют более осмысленные формы участия, которые, как правило, оказывают сильное и продолжительное влияние на общество в целом – это, прежде всего, «коллективное принятие решений». Такое принятие решений подразумевает проведение переговоров, дискуссий и нахождение компромисса.
Есть и такие формы партнерских отношений, которые представляют определенные трудности при их осуществлении. Это следующие формы: «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» и «ребенок – институт». Чаще всего при технологичном использовании этих форм они достигают результата. Но иногда и они не приносят положительных результатов.
Основу осмысленного сотрудничества детей, взрослых и учреждений составляют воля участников и способности тех, кто использует эти технологии. Создатели программ для детей должны уделять особое внимание условиям, которые могут облегчить формирование и сохранение партнерских отношений. Взрослым часто необходимы особые навыки открытого и взаимно уважительного общения с детьми, и, прежде всего, способность как слушать, так и участвовать в открытом, честном, а иногда и «смелом» диалоге.
Партнерство детей и взрослых – это пример объединения членов общества для решения проблем прав человека, в котором должны быть заинтересованы все стороны.
Мы рассмотрели положительные стороны участия детей в общественной жизни. Приведём рекомендации эффективного планирования детского участия, разработанные в результате проекта «Дети как партнёры».
Эффективное планирование: Рекомендации
1. Индивидуальные аспекты партнерства:
• Успех партнерства с детьми необходимо рассматривать с точки зрения его влияния на жизнь детей, а также в контексте социального планирования.
• Осмысленное участие детей за счет установления партнерских отношений с компетентными, заинтересованными и критически настроенными взрослыми, укрепляет осознание индивидуальной самоэффективности, развивает навыки общения и самозащиты.
• Такие качества необходимо воспитывать с раннего возраста.
• Следует учитывать возрастные различия в приобретении навыков, принятии социальных ролей и возможностях участия в различных формах партнерства.
• Участие должно быть связано с повседневной жизнью детей.
• Следует разграничивать различные требования и навыки, необходимые ребенку для участия в политических и социальных формах партнерства.
• Осмысленное партнерство представляет собой процесс, в ходе которого дети развивают навыки самозащиты.
2. Социокультурные аспекты партнерства:
• Определение ресурсов и усиление защитных факторов в рамках детской социальной экологии в большеймере способствует выработке единения, обуславливающего продуктивное сотрудничество, чем фокусирование внимания только на проблемах и недостатках.
• Необходимо понимание социокультурного контекста участия в отношении партнерства с ключевыми фигурами в жизни детей (например, ровесниками, семьей, школой, друзьями по отдыху, коллегами по работе).
• Следует разграничивать различные подгруппы детей и адаптировать выработанные меры и решения к индивидуальным потребностям этих групп.
• Индивидуальное чувство самоэффективности у детей, развитое благодаря здоровым отношениям со взрослыми, способствует выработке у последних аналогичного коллективного чувства самоэффективности (и наоборот).
• Следует создавать среду, поощряющую построение положительных отношений.
• Необходимо рассматривать вопросы, в решении которых заинтересованы как взрослые, так и дети.
3. Развитие партнерства между детьми и взрослыми:
• Проекты с участиемдетей часто приводят к тому, что взрослые начинают более активно участвовать в принятии решений на местном уровне.
• Взрослые могут учиться на опыте детей.
• СМИ, агентства ООН, агентства по развитию, правительство, НПО, и другие организации могут сыграть ключевую роль в распространении» преимуществ детского участия на другие группы детей и взрослых.
• Влияние дискриминации и социальной иерархии на осуществление партнерства среди детей и между детьми и взрослыми.
• При условии соответствующей поддержки взрослых дети часто могут преодолеть эти социальные барьеры.
4. Содействие партнерству в контексте подходов на основе прав детей:
• Высокая степень социальной включенности и представительства за счет сотрудничества с детьми способствует получению более значимых и состоятельных результатов проводимых программ и политики.
• Программы партнерства на основе целостного подхода, нацеленные на удовлетворение детских потребностей, способствуют более осмысленному вмешательству.
• Комплексные стратегии защиты детей на основе «восходящего» подхода к партнерству с участием различных заинтересованных лиц, включая детей и различные системы их поддержки, обеспечивают разработку гибких и устойчивых программ и механизмов контроля. Обучение в сфере прав ребенка способствует духовному развитию детей и укрепляет их способности к социальному участию наряду с другими детьми и взрослыми.
• СМИ и образование – это ключевые элементы поощрения детского партнерства при работе с взрослыми
Источник: