И.Г. Резонов Заместитель прокурора города Санкт-Петербурга, советник юстиции «Разработка законопроектов в сфере противодействия и профилактики наркомании и наркопреступности»

29.11.2021

Разработка законопроектов в сфере противодействия
и профилактики наркомании и наркопреступности

Доклад на заседании Антинаркотической комиссии
при Губернаторе Санкт-Петербурга, 11 декабря 2008 года

Заместитель прокурора города
советник юстиции
И.Г. Резонов

    Необходимо отметить, что благодаря нашей плодотворной совместной работе за последние несколько лет в Санкт-Петербурге созданы только основы для организации и осуществления эффективной и результативной профилактики наркомании и противодействия наркоугрозе, для мониторинга наркоситуации и наркопреступности, для разработки концепции и стратегии наших совместных практических действий в данной сфере. 
    Именно благодаря созданным основам мы можем делать объективные выводы об остроте данной проблемы в нашем городе.

    Так, по итогам работы правоохранительных органов за 11 месяцев 2008 года всеми силовыми ведомствами на территории Санкт-Петербурга: выявлено и пресечено 7846 (+4,9%) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; на 10,3% увеличилось количество выявленных преступлений с изъятием наркотических средств в особо крупном размере; из незаконного оборота изъято 3178,7 (+758%) кг. наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; по результатам проведенного расследования окончено и направлено в суд 5861 (+17%) уголовных дел о преступлениях анализируемой категории, общая раскрываемость составляет 82 % (+8,5 %). 
    В тоже время, согласно данным медучреждений на настоящий момент: количество лиц, состоящих на учете в связи с синдромом зависимости от наркотиков, увеличилось в сравнении с показателем аналогичного периода 2007 года на 551 и составило 10107 человек; в текущем году в городе зарегистрировано 715 случаев отравления наркотическими средствами и психотропными веществами; в результате отравления наркотическими средствами скончалось 260 лиц. 
    И это только официальные данные. Реальные показатели заболеваемости наркоманией и смертности в результате потребления наркотических средств, самоубийств наркозависимых лиц, их преждевременной смертности в результате приобретенных тяжелых заболеваний и совершения наркозависимыми убийств, имеющие латентный характер, в несколько раз превышают статистические данные.

    Таким образом, мы умеем изучать и оценивать наркоситуацию, правоохранительные органы умеют эффективно выявлять и пресекать правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и показатели борьбы с НОН уже достигли уровня периода до декриминализации 2004 года, когда уголовно-наказуемые размеры наркотических средств были в 10 и 100 раз меньше, чем ныне установленные. 
    Между тем, мы видим, что наркоугроза и темпы ее развития не остановлены, наркоситуация только обостряется. 
    Это обусловлено и прозрачностью границ в сопредельных и дружественных нам Азиатских государствах и наркоситуацией в странах Европы, осложняющейся также ростом криминала и ошибочной политикой легализации наркотиков, а также коррупцией в наших органах власти и отсутствием у нас действенной и четкой системы профилактики. 
    Все это нам еще предстоит разрешать в процессе дальнейшей совместной работы, в том числе и совместно с иностранными коллегами.

    Однако, на пути эффективной борьбы с наркопреступностью и распространением наркомании существуют проблемы, связанные с несовершенством действующего законодательства, которое уже не соответствует требованиям сегодняшних реалий. А именно законодательство является основой основ, устанавливает цели и задачи, полномочия, права и обязанности как субъектов профилактики, так и противодействия преступности. В связи с чем, требуется его совершенствование.

    Наши предложения разбиты по блокам:
  1. профилактика;
  2. противодействие преступлениям;
  3. реабилитация.

I Профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

    1. С учетом возраста начала наркопотребления и распространения наркомании в России, в том числе и Санкт-Петербурге (11-14 лет), а также с учетом того, что большую часть своей жизни несовершеннолетние проводят именно в образовательных учреждениях, объективно необходимо реформирование системы образования и введение обязательного учебного курса профилактики зависимого поведения, правового просвещения и психологии по воспитанию положительных качеств отдельной личности, устойчивой от группового зависимого мышления; введение в состав ежегодной медицинской учебной комиссии врачей наркологов и обязательного медицинского тестирования учащихся старших классов, профессиональных училищ и несовершеннолетних студентов ВУЗов. 
    Депутаты ЗАКСа и руководство Комитета по образованию Санкт-Петербургу частично уже внесли предложения о законодательном изменении и дополнении по данному поводу в Государственную Думу и мы это поддерживаем и предлагаем только развивать законодательную инициативу и проявлять настойчивость на данном направлении.

    2. Административное производство по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с немедицинским потреблением и хранением в малых размерах наркотических средств (ст.ст.6.8. 6.9, 20.20 ч.3,20.22 КоАП РФ), является действенным инструментом так называемой вторичной профилактики, то есть остановки «на полпути к наркозависимости» тех, кто еще только начинает пробовать наркотические средства в малых количествах и гуманной политики по отношению к наркозависимым. 
    В тоже время, санкции данных статей в виде штрафа от 500 до 1500 рублей явно не соответствуют целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Поскольку начинающими наркопотребителями в большей своей массе являются несовершеннолетние либо в состоянии наркоопьянения у наркопритона задерживаются уже наркозависимые лица. И та и другая категория лиц не имеет самостоятельного и постоянного источника доходов для оплаты штрафа. Штрафные санкции остаются не реализованными, цель административного производства не достигается. 
    Усиление репрессий к неплатильщикам штрафов данной категории со стороны службы судебных приставов приведет лишь к тому, что наркозависимые лица будут добывать денежные средства на оплату штрафов, как и на очередную дозу кражами, грабежами, разбоями. 
    Кроме того, в Санкт-Петербурге имели место факты, когда в целях скорейшего возбуждения уголовного дела о фактах создания и содержания наркопритона на основании полностью реализованных материалов административных производств оперативные сотрудники УФСКН сами своими личными средствами оплачивали штрафы задержанных ими же наркоманов, чтобы получить у суда решения. 
    В связи с этим, необходимо введение в законодательство об административных правонарушениях дополнительного вида наказания в виде принудительных либо обязательных общественно полезных работ, а для непосредственно правонарушений данной категории и такой вид дополнительного наказания, как обязанность пройти курс лечения и реабилитации, которые должны заменить штрафные административные санкции. 
    Только в этом случае будет достигнут полезный результат и для наркопотребителей и для общества в целом.

    3. Наболевшей уже является проблема привлечения к ответственности юридических лиц, специализирующихся на организации и проведении развлекательных мероприятий, за непринятие мер и попустительство распространению на их территории и среди посетителей данных мероприятий наркотических средств. 
    Согласно положениям ст.ст.51-53 Федерального закона «О наркотических средствах психотропных веществах», в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы. 
    Вместе с тем, в действительности данная норма в отношении развлекательных заведений не применима, поскольку ст.53 этого же Закона содержит мягко говоря неуместную ссылку на юридических лиц — владельцев лицензии на оборот наркотических средств (то есть, данные нормы применимы только к медицинским и фармацевтическим учреждениям либо сначала ночным клубам необходимо выдать такие лицензии на оборот наркотиков, а затем их закрывать).

    4. Непосредственно в Санкт-Петербурге необходимо вернуться к рассмотрению и с учетом требований действующего законодательства доработать проект и принять Закон Санкт-Петербурга «О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге», который призван урегулировать отношения в сфере антинаркотической пропаганды и агитации, антинаркотического обучения и воспитания, выявления, учета, лечения и реабилитации больных наркоманией, а также иных форм профилактики наркомании в Санкт-Петербурге. В рамках этого Закона необходимо установить четкие права и обязанности каждого из субъектов профилактики, включив в них с внесением соответствующих изменений в иные смежные законодательные акты органы и учреждения муниципального самоуправления. 
    Что объективно невозможно восполнить одной лишь статьей в Законе Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений».

    5. Кроме того, необходимо принять недекларативную, а практически исполнимую Целевую программу по противодействию наркомании в Санкт-Петербурге на предшествующий период с установленными в соответствии с законом и требованиями реальности приоритетами: профилактика — противодействие — лечение — реабилитация, объективные результаты которой можно будет ощутить в Санкт-Петербурге и нам и нашему населению. 
   Свои предложения прокуратура города по данному поводу уже представила.

II Противодействие наркопреступности:

    6. С учетом повышенной общественной опасности вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений в сфере НОН и наркопотребление, следует рассмотреть вопрос об ужесточении наказания за данный вид преступлений. На наш взгляд, в ст.ст.150, 151 и 230 УК РФ необходимо внести поправки, установив минимальное наказание за преступления в отношении несовершеннолетних от 10 лет лишения свободы, а также дополнить, что преступления данной категории, совершенные в отношении несовершеннолетних повторно либо при иных отягчающих обстоятельствах, должны наказываться лишением свободы до пожизненного заключения, как и все преступления против несовершеннолетних. В этой связи, мы полностью поддерживаем законодательную инициативу парламентариев Санкт-Петербурга.

    7. Абсолютно неадекватным наказанием в виде лишения свободы от 3 до 7 лет за совершение контрабанды наркотиков является и требует максимального ужесточения и действующая санкция, предусмотренная ч.2 ст.188 УК РФ. 
    Наиболее опасный вид наркотического средства и в то же время наиболее распространенный на территории Санкт-Петербурга — «героин», а также его предшественники в потреблении «гашиш», «марихуана» — являются наркотиками исключительно импортного происхождения. Масса их изъятия только на территории Санкт-Петербурга, т.е на внутреннем «криминальном рынке» уже превышает несколько тонн, а последствия в виде смертности от героина несоизмеримо велики. 
    В этой связи, необходимо всемерно поддержать инициативу руководителя ФСКН России Виктора Иванова об ужесточении наказания за контрабанду наркотиков и организованный наркосбыт до пожизненного заключения с одновременным разделением в уголовном законодательстве ответственности мелких распространителей наркотиков, которые являются сами наркозависимыми лицами, от реальных наркосбытчиков. 
    Так, благодаря несовершенству нашего законодательства, объективно неоправданному расширению понятия призумпции невиновности и предъявлению завышенных, в отдельных случаях практически неисполнимых требований к правоохранительным органам о необходимости доказывать умысел лиц на совершение преступления безработные мелкие распространители наркотиков в силу отсутствия высококвалифицированных и заинтересованных в результатах своей работы адвокатов получают за незначительный сбыт наркотиков значительные сроки лишения свободы, а такие лица, как: 
    гражданин Республики Таджикистан Хомидов А.Н., у которого изъято 12 кг героина, 
    гражданин Республики Таджикистан Нуралиева И.Н., у которого изъят 1 кг героина, 
    гражданин Республики Узбекистан Маткаримова Ш.А., у которого изъято 4,7 кг героина, 
    гражданин Республики Таджикистан Тошов Х.Р., при досмотре которого изъято 0,9 кг героина, 
    в суде признают свою вину только в хранении указанного объема импортных наркотиков чисто для личного потребления и осуждаются с учетом признания вины, семейного положения и отсутствия доказательств на приготовление к сбыту наркотиков только за хранение к лишению свободы на незначительные сроки и чаще условно с единственным императивным требованием — отмечаться в период условного отбытия наказания неизвестно на территории какого государства расположенных правоохранительных органах. 
    Одним из ярких отрицательных подобных примеров является уголовное дело в отношении Мусаева, у которого изъяты одномоментно хранимые при себе и дома наркотические средства: гашиш 1,5 кг, амфетамин — 857 гр., МДМА — 130 гр., метадон — 35 гр., кокаин — 7 гр., а также пистолет ТТ, патроны к пистолету, пистолетам-пулеметам, автоматам, ручным пулеметам, граната Ф-1, взрыватели с гексогеном, взрывпакеты. Действия данного фигуранта квалифицированы следствием и судом по ч.2 ст.228 УК РФ, как хранение наркотических средств без цели сбыта, т.е. для личного потребления, и по ч.1 ст.222 УК РФ. Обвиняемый признал в суде вину в инкриминируемых ему по заниженной квалификации преступных деяниях и по результатам рассмотрения уголовного дела в особом порядке ему было назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно с отсрочкой отбывания наказания на 3 года. 
    Подобные примеры не единичны. Подобный подход недопустим и не позволяет вести наступательную борьбу с организованной преступностью.

    8. Необходимо и включение в статьи уголовного кодекса о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков и ответственности за их совершение с использованием служебного положения с назначением аналогичного максимального наказания. Поскольку именно наличие у организованной преступности коррупционных связей позволяет наладить наркотрафики и обеспечить многотонные поставки импортных наркотиков, в которых захлебывается вся Россия. В настоящее время на практике квалифицировать действия коррумпированных должностных лиц как причастных к незаконному обороту наркотиков достаточно сложно, поскольку сами они к этому товару обычно не прикасаются. Ответственность наступает лишь за злоупотребление и превышение должностных полномочий, максимальная санкция за которые не может превышать 10 лет лишения свободы.

    9. Кроме того, если речь идет о иностранной наркоинтервенции, необходимо обратить внимание и на то, что в Санкт-Петербурге в 2008 году, как в Южных районах России в период 2006-07 гг., отмечено значительное повышение объемов импортных многотонных поставок семян пищевого мака из Голландии, который объективно может быть элементарным источником производства наркотических средств. Соответственно участились случаи задержания при таможенном досмотре больших партий грузов семян пищевого мака в связи с тем, что качество ввозимого товара не соответствует ГОСТу Р-52533-2006. В частности, основным требованием указанного ГОСТа является то, что семена мака не должны содержать сорной примеси: частиц листьев, стеблей, коробочек, маковой соломки, остатков макового молочка и пр., которые могут быть использованы для производства наркотиков. Вместе с тем, в соответствии с п.4.5 ГОСТа допустимая норма содержания в пищевом маке наркотических средств не установлена и может определяться только введением соответствующего нормативно-правового акта Правительства РФ. Однако, такой нормативно-правовой акт до настоящего времени не принят, в связи с чем пресечь ввоз многотонных партий засоренного пищевого мака не представляется возможным.

    10. С учетом, социальной опасности, которую представляет потребитель наркотических средств, в том числе начинающий, еще не имеющий признаков физической и моральной деградации, но могущий вовлечь в употребление наркотиков по данным социологов не менее 10 человек, следует рассмотреть вопрос о восстановлении дополнительного не только административного, но и уголовного наказания в виде принудительного лечения от наркопотребления и наркомании. 
    Для лиц, совершивших преступления, связанные с наркохранением впервые, являющихся наркозависимым, необходимо принудительное лечение рассматривать в качестве альтернативы тюремному заключению. 
    В этой связи, в целях преодоления истеричных лозунгов сторонников неограниченной свободы личности, необходимо рассматривать наркоманию как потенциальную общественную опасность, тождественную психическому заболеванию, заболеванию СПИДом, больных которыми государство не только просто учитывает и предлагает добровольно полечиться, а именно принудительно лечит. 
    Из практического опыта непосредственной работы с данным контингентом (наркозависимыми), могу сказать, что эти люди со сломленной волей и их близкие в немалой части будут только благодарны насильственному их возврату к нормальной жизни.

III Реабилитация лиц, ранее привлеченных к уголовной ответственности:

    11. Массово привлекая к уголовной ответственности за наркохранение и незначительный сбыт наркотиков, осуждая этих лиц к отбытию наказания в виде лишения свободы, необходимо создать условия для их возвращения по отбытию наказания в нормальную жизнь нормальными людьми. 
    ежду тем, в настоящее время отсутствует и действенный механизм по осуществлению наблюдения за ходом социальной реабилитацией лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Федеральным законом №З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрена возможность по решению суда устанавливать наблюдение за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с НОН, после освобождения из мест лишения свободы, предусматривающее в т.ч. запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничения выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел. 
    Вместе с тем, действующим законодательством фактически не определен реальный механизм организации такого наблюдения, субъектов его реализации и последствия его несоблюдения.

    Все указанные мною недостатки объективно устаревшего законодательства существенным образом мешают выстраиванию эффективной профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. 
    В связи с этим, на данных направлениях во исполнение решений и поручений Президента Российской Федерации предлагаю широко использовать законодательную инициативу для совершенствования законов, регламентирующих сферу правоотношений в данной области.

    Прокуратура Санкт-Петербурга готова принимать активное участие в законотворческой инициативе в данной сфере.

Источник: ecad.ru

pc-skyrim