06.06.2021
Актуальность проекта.
Злоупотребление ПАВ является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России в последние годы приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Возраст первых проб алкоголя и табака составляет по опросу респондентов 7-8 лет, в некоторых случаях 6 лет. Причем чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется химическая зависимость как болезнь, тем серьезнее последствия ее негативного воздействия на человека (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний). Склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и вообще склонность к нездоровому образу жизни закладываются в самом раннем детстве. Соответствующие вкусы, потребности и манера поведения формируются вследствие присущих ребенку психологических особенностей. Таких как подражание, ориентировочно-исследовательское (попробовать самому), групповое (общение, быть таким же, как другие) поведение и др.
Заложенные в раннем детстве установки могут на протяжении многих лет находиться в скрытом (латентном) состоянии, а затем актуализироваться при стечении определенных обстоятельств, особенно в пубертатный период. Чтобы негативные схемы поведения оставались в неактивном состоянии, важно как можно раньше сформировать у ребенка понимание вредных и полезных привычек, кому можно или нельзя доверять, привить способность получать радость и удовлетворение от здорового образа жизни (альтернативные интересы и удовольствия, спорт, труд, помощь родителям, творчество и т.д.). Немаловажную роль в этом играют родители, но часто отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей и педагогов – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. Порой они сами нуждаются в психологической и социальной помощи и поддержке. Очевидно, что в такой ситуации решение задач наркопрофилактики может быть осуществлено путем использования интегративной модели профилактической работы с привлечением психо- логов, педагогов, родителей. Профилактику злоупотребления психоактивными веществами желательно начинать с раннего возраста, еще до начала первых проб ПАВ. Главное здесь привитие ребенку с раннего детства жизненно утверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению здоровья, а так же развитие способностей к достижению социального благополучия. Учитывая актуальную социальную, наркогенную ситуацию в округе, а также отсутствие подобных программ, ориентированных на старших дошкольников, специалистами профилактического отделения НД был разработан пилотный проект «Капельки».
Цель проекта.
Первичная позитивная профилактика вредных привычек у старших дошкольников, снижение факторов риска раннего приобщения детей к приему ПАВ, формирование у дошкольников позитивных жизненных установок на здоровый образ жизни, обучение навыкам сохранения психологического благополучия.
Задачи проекта:
1. Организация и проведение в ДОУ занятий-тренингов по профилактике вредных привычек.
2. Формирование у дошкольников понимания вредных и полезных привычек, здорового образа жизни, опасных ситуаций. Обучение детей методам оценки их опасности, умению принимать решения, эмоциональному саморегулированию в ситуации риска.
3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей и воспитателей, а также обучение их социально-адаптивным стратегиям поведения, позволяющим оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям через проведение специальных обучающих занятий.
4. Оказание консультативной помощи детям, воспитателям и родителям по психолого-педагогическим проблемам.
5. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу, привлечение по мере необходимости к работе по профилактике вредных привычек среди старших дошкольников специалистов других ведомств.
6. Обучение психологов дошкольных учреждений базовым мероприятиям по первичной позитивной профилактике вредных привычек у дошкольников.
7. Подготовка и издание пособия для воспитателей «Методические рекомендации по проведению занятий по профилактике вредных привычек с дошкольниками».
Целевые группы:
1. Дети дошкольных учреждений (5-7 лет).
2. Воспитатели, работающие с детьми.
3. Родители детей.
Краткое описание проекта.
В проекте «Капельки» предпринята попытка синтеза хорошо зарекомендовавших себя отечественных программ первичной позитивной наркопрофилактики, а также валеологических и психокоррекционных программ для начальных классов, разработанных с учетом возрастных особенностей детей. Профилактическая работа с детьми осуществляется в условиях дошкольного учреждения. Такое учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактики злоупотребления ПАВ, оно имеет возможность влиять на формирование личности ребенка, ему открыт доступ к семье ребенка, а так же оно имеет квалифицированные кадры, способные обеспечить эффективную помощь и поддержку в проведении профилактических занятий.
Проект включает в себя:
• 7 занятий-тренингов с детьми 5-7 лет (См. Приложении №3);
• лекции для воспитателей;
• консультации (индивидуальные, семейные) для родителей.
Основным механизмом достижения поставленной цели и задач является проведение с детьми профилактических занятий-тренингов. Основная цель занятий – укрепление внутренней устойчивости ребенка перед любым неблагоприятным воздействием социальной среды, в том числе и перед вовлечением в наркотизацию. Информация о ПАВ практически не сообщается, информация о вреде, пользе дается дозировано и в доступной детям форме – игровой или в виде сказочных историй. С целью создания единого профилактического пространства до начала реализации программы в детском учреждении, с родителями и педагогическим составом проводятся занятия, направленные на информирование о целях и задачах проекта; особенностях профилактических мероприятий; теоретических аспектах этого вида профилактики; о психологических особенностях различных возрастных групп детей; о факторах риска приобщения к психоактивным веществам. Дополнительно проводятся консультации педагогов и родителей по проблемам, связанным с отклоняющимися видами поведения у детей. На этом этапе важно, чтобы педагоги и родители осознали, что их собственный пример конструктивного поведения, совместная с детьми позитивная деятельность и здоровый отдых очень важны для формирования полезных навыков жизни у их детей.
Ожидаемые результаты:
1. Отработка модели первичной позитивной профилактики для дошкольников в 3 дошкольных образовательных учреждениях .
2. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о вредных и полезных привычках.
3. Изменение установок личности на здоровый образ жизни и преобладание здоровых установок.
4. Повышение неспецифичных защитных факторов (улучшение психоэмоционального состояния детей).
5. Обучение специалистов, работающих с детьми, ведению занятий-тренингов по профилактике вредных привычек.
Полученные результаты.
Контрольные исследования проводились до и после проводимых мероприятий в трех дошкольных образовательных учреждениях района Выхино-Жулебино (д/с № 1643, 1734, 754) В выборку вошли дети 6-7 лет (189 чел) , прошедшие обучение по программе. Исследования проводились при помощи проективных методик «Моя семья (Любимое занятие моей семьи)», «Приключения Фани и Кузи» Гусева Н.А.,2003г., цветовой тест Люшера (Модификация «Волшебная страна чувств»), методом наблюдения за играми детей.
Изучаемые параметры:
1. Динамика психоэмоционального состояния детей (тревожность, агрессивность, страхи).
2. Уровень понимания вредных — полезных привычек.
3. Уровень установки на здоровый образ жизни. Занятия повлияли на аффективное состояние детей: улучшился психологический статус детей, произошла гармонизация эмоционального фона. Уровень агрессивности снизился в среднем на 6,2%, уменьшилась тревожность (средний показатель –11,6%) и фобические расстройства (средний показатель — 9,2%). Позитивные изменения психоэмоционального состояния будут способствовать увеличению потенциала личностного ресурса у детей. Также была отмечена позитивная динамика установки на здоровый образ жизни, понимание вредных — полезных привычек. Наиболее высокие результаты получены при формировании установок на здоровый образ жизни (средний показатель составил 18,9%)и осознание понимания вредных — полезных привычек (средний показатель – 30%), менее устойчивыми оказались показатели психоэмоционального состояния детей. Очевидно, необходима целенаправленная программа по улучшению психоэмоционального состояния детей и их индивидуальная психокоррекция.
Таким образом, полученные данные дают основание на вывод о том, что занятия позволили сформировать у дошкольников не только позитивные жизненные установки на здоровый образ жизни, элементарные навыки сохранения здоровья, психологического благополучия, но и улучшили их психоэмоциональное состояние, что в значительной степени позволит снизить факторы риска.
Источник: