Комиссия отмечает, что результаты работы средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность на территории Северо-Западного федерального округа, в течение последнего года свидетельствуют, что средства массовой информации недостаточно и неоднозначно освещают тему борьбы с наркоманией. При этом наблюдается бессистемность, поверхностность изложения, а сама организация работы не имеет комплексного характера. Как правило, публикации в СМИ сводятся к тому, то приводятся статистические данные о росте числа наркозависимых в том или ином регионе. Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, — посвященные проблеме наркомании. Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются сами журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией и т.п. В настоящий момент СМИ практически не уделяют внимания пропаганде теории конкретных дел, число таких публикаций крайне незначительно, а уровень распространения информации о положительном опыте в данном направлении носит исключительно местный или региональный характер. Журналисты зачастую не владеют достоверной информацией о ситуации с наркоманией в том или ином регионе, что вызвано отсутствием обмена опытом, информацией, как между журналистами, так и при работе с правоохранительными органами и органами государственной власти, деятельность которых, направлена на борьбу с наркоманией. Все эти факторы затрудняют создание единого информационного пространства для деятельности средств массовой информации с целью формирования общественного мнения антинаркотической направленности. Другой проблемой является слабая практика использования действующего законодательства в борьбе с пропагандой наркотиков. Между тем, в средствах массовой информации продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и соответствующего образа жизни. Однако комплексный подход в правовой квалификации подобного рода печатных материалов как пропаганды не выработан, а специалистов в различных областях, которые обладают необходимой квалификацией для работы в данном направлении с целью грамотной правовой оценки публикаций, недостаточно. Правовая ответственность журналиста за слово, произнесенное в информационном пространстве, в действующем законодательстве Российской Федерации носит декларативный характер и не детализирована. Рассмотрев поступившие из субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, материалы о деятельности средств массовой информации по освещению борьбы с наркоманией и формировании антинаркотического общественного мнения, комиссия решила:
1. Принять к сведению доклады и выступления участников заседания: Верещаки М.В., Шаброва А.В., Ямщикова С.В., Бастрыкина А.И., Аграшенкова А.В.
2. Признать, что деятельность средств массовой информации по освещению борьбы с наркоманией и формированию антинаркотического общественного мнения явно неадекватна сложившейся наркотической ситуации в Северо-Западном федеральном округе. При этом отчетливо выделяются основные недостатки: отсутствие комплексного подхода в организации публикаций, крайне незначительное количество публикаций специалистов в области борьбы с наркоманией, отсутствие реального противодействия скрытой рекламы наркотиков и подобного образа жизни, слабый обмен опытом среди региональных средств массовой информацией. Отмеченные тенденции свидетельствуют о недостаточности и неэффективности существующих методов и о необходимости формирования новых стратегий использования СМИ в противодействии распространения наркомании. В связи с чем, Северо-Западному окружному межрегиональному территориальному управлению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В) необходимо: 2.1. Совместно с Ассоциацией средств массовой информации Северо-Запада (Срок до октября 2003 года): — организовать рабочие совещания журналистов в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, по обсуждению вопроса о роли средств массовой информации в формировании общественного мнения антинаркотической направленности; — организовать проведение обучающих семинаров, направленных на повышение профессионального уровня журналистов, специализирующихся на освещении темы борьбы с наркоманией; — обобщить опыт проведения выступлений, публикаций антинаркотической направленности в средствах массовой информации в СЗФО за 2002 год с целью широкого распространения наиболее эффективных мероприятий среди общественных и государственных структур; — совместно с Ассоциацией средств массовой информации Северо-Запада, Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, Главным управлением МВД России по Северо-западному федеральному округу, представительством Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе провести семинары, посвященные вопросу правовой ответственности журналистов за содержание информации, распространяемой в информационном пространстве. 2.2. Рекомендовать учредителям и руководителям средств массовой информации (союзов журналистов), выходящих на территории Северо-западного федерального округа (Срок — июль 2003 года): — систематически освещать тему борьбы с наркоманией, выработав комплексный подход в ее освещении (разработав концепцию, указав основные проблемы темы, выработав приоритетные направления и т.п.);
3. Управлению по работе с органами власти субъектов Российской Федерации Северо-западного федерального округа (Аграшенков А.В.): 3.1. Довести до руководителей органов власти субъектов Российской Федерации Северо-западного федерального округа настоящее Решение. 3.2. Ход выполнения Решений OAK в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-западного федерального округа, взять на контроль, сведения о ходе выполнения Решений OAK доложить через отдел по координации работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Срок — сентябрь 2003 года).
4. Руководителям межведомственных комиссий по противодействию наркомании в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа: — завершить работу по приведению положений о региональных межведомственных антинаркотических комиссиях и региональных целевых программ в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти (Срок — сентябрь 2003 года). — рассмотреть вопрос о создании на постоянной основе в системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов по профилактике наркомании и контролю за исполнением целевых антинаркотических программ (для субъектов Российской Федерации где они отсутствуют). (Срок — сентябрь 2003 года)
5. С целью повышения эффективности работы Окружной антинаркотической комиссии, Представительству Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе (Шаброву А.В.), совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Макаров Е.И.) сформировать состав Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии, которому поручить вопросы оценки деятельности государственных учреждений, религиозных конфессий, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами реабилитации наркозависимых, подготовкой и проведением различного рода обучающих семинаров и санитарно-просветительской работы. (Срок — октябрь 2003 года)
Председатель комиссии В.Матвиенко
|