29.08.2021
Актуальность и социальная значимость.
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых ориентаций происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые бы позволили сохранить свою индивидуальность и эффективный жизненный стиль. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а так же различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
По данным «Ставропольского краевого центра содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», за последние 2 года количество молодых людей, состоящих на учете в наркологических учреждениях, выросло на 11,5%. За последний год снизилась скорость распространения наркомании среди подростков, но зато увеличилась заболеваемость алкоголизмом и токсикоманией. По данным краевой межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам, в середине 80-х годов в Ставрополе у 25 % подростков мозг был изменен под воздействием наркотиков, на КМВ – у 45%. По данным исследования 1995 — 2000 годов, эти цифры выросли просто катастрофически: в Ставрополе – у 46 — 48% подростков выявлено влияние наркотиков на мозг, а на КМВ – у 87%. Результат – процессы слабоумия, которые начинают проявляться в раннем возрасте, правонарушения, деградация нравственных ценностей, ухудшение здоровья.
При этом наиболее эффективным принципом профилактической работы с молодежью, признанным на международном уровне (ООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ), является принцип «равный- равному» или «сверстник — свестнику». Суть равного обучения заключается в формировании и активизации ресурсов защиты у молодого человека путем передачи позитивных ценностей через его сверстника, который своим примером и активной жизненной позицией может направить в нужное русло его личностный выбор. Именно поэтому равное обучение так плотно «срослось» с интерактивными, игровыми технологиями, волонтерским движением и общественными молодежными инициативами, где пропагандируются ценности здорового образа жизни.
Студенческое добровольчество играет важную роль в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Волонтерская деятельность в системе «равный-равному» является достаточно эффективной, так как люди примерно равной возрастной группы легче находят контакт и взаимопонимание друг с другом. Студенты-волонтеры представляют собой «позитивное большинство», положительный пример для всей молодежи в целом. Помимо этого молодые люди обладают такими качествами как высокий уровень социальной и трудовой мобильности, способность к инновациям, творчеству, креативности, что особенно важно при организации эффективной профилактической работы.
Цель программы – повышение уровня информированности подростков и молодежи по вопросам, связанных с рисковым поведением силами добровольцев.
Задачи программы:
1. Предоставление информации по вопросам, связанных с рисковым поведением.
2. Создание определенного личностного отношения к проблеме сохранения здоровья и безопасного поведения среди молодых людей.
3. Формирование навыков и моделей безопасного поведения.
4. Ориентация подростков на их способность сделать свой собственный выбор.
5. Предоставление несовершеннолетним возможности овладения определёнными навыками, облегчающими следованию ЗОЖ.
6. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами.
7. Формирование и расширение позитивного большинства.
Целевая группа – подростки среднего и старшего школьного возраста.
Структура программы. Программа предполагает работу с подростками старшего и среднего школьного возраста (12- 17 лет).
Программа состоит из четырёх разделов:
1. Информационный раздел.
2. Когнитивное развитие.
3. Развитие личностных ресурсов.
4. Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.
Предполагаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веще- ствами.
4. Привлечение подростков к профилактическим программа в системе «равный равному».
Критерии эффективности:
1. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
2. Наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решение жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
3. Развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избежания ситуаций, связанных с рискованным поведением.
Источник: