04.12.2021
51. В процессе выполнения своего мандата в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет с помощью различных средств, в том числе регулярных консультаций и страновых миссий, поддерживает постоянный диалог с правительствами. Этот диалог играет важную роль в усилиях Комитета по оказанию помощи правительствам в соблюдении положений этих договоров.
1. Присоединение к международным договорам о контроле над наркотиками
52. После продолжительного периода гражданских волнений и нескольких последовавших затем лет автономии 9 июля 2011 года Южный Судан стал независимым государством, а 14 июля 2011 года – членом Организации Объединенных Наций. Комитет приветствует Южный Судан в качестве нового члена Организации Объединенных Наций и рассчитывает на тесное сотрудничество с его правительством в деле борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Комитет надеется, что в ближайшем будущем правительство положительно решит вопрос о присоединении к трем международным договорам о контроле над наркотиками. Комитет готов помогать правительству в создании правовых и административных структур, необходимых для выполнения Южным Суданом обязательств по этим договорам.
53. По состоянию на 1 ноября 2011 года по-прежнему насчитывалось 186 государств – участников конвенции о наркотических средствах 1961 года или этой конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, включая 184 государства, которые являются сторонами Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года. Афганистан и Чад по-прежнему являются сторонами только Конвенции 1961 года без поправок. Сторонами Конвенции 1961 года или этой конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, до сих пор не стали в общей сложности девять государств: два государства в Африке (Экваториальная Гвинея и Южный Судан), одно в Азии (Тимор-Лешти) и шесть в Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Острова Кука, Самоа и Тувалу).
54. Сторонами Конвенции о психотропных веществах 1971 года являются 183 государства. Сторонами этой конвенции до сих пор не стали в общей сложности 12 государств: три государства в Африке (Либерия, Экваториальная Гвинея и Южный Судан), одно в Америке (Гаити), одно в Азии (Тимор-Лешти) и семь в Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Острова Кука, Самоа, Соломоновы Острова и Тувалу).
55. Сторонами Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года являются 184 государства. К этой конвенции до сих пор не присоединились в общей сложности 11 государств: три государства в Африке (Сомали, Экваториальная Гвинея и Южный Судан), одно в Азии (Тимор-Лешти), одно в Европе (Святой Престол) и шесть в Океании (Кирибати, Науру, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу).
56. Комитет отмечает, что, несмотря на его продолжающиеся усилия по содействию всеобщему применению международных договоров о контроле над наркотиками, 16 государств, как было указано выше, до сих пор не являются участниками всех международных договоров о контроле над наркотиками. Океания остается регионом, в котором большинство государств еще не присоединились ко всем этим договорам. Комитет обеспокоен тем, что наличие государств, не присоединившихся ни к одному из договоров, может подрывать коллективные усилия международного сообщества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими. Комитет настоятельно призывает соответствующие государства выявить любые препятствия, мешающие им присоединиться к международным договорам о контроле над наркотиками, и принять необходимые меры для безотлагательного присоединения ко всем договорам.
2. Оценка общего выполнения договорных обязательств в отдельных странах
57. Комитет регулярно проводит обзоры ситуации в области контроля над наркотиками в различных странах и общего соблюдения правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками. Эти обзоры охватывают различные аспекты такого контроля, включая функционирование национальных органов по контролю над наркотиками, адекватность внутреннего законодательства и политики в области контроля над наркотиками, меры, принимаемые правительствами по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, и выполнение правительствами своих договорных обязательств по представлению отчетности.
58. Итоги обзора, а также рекомендации Комитета о принятии мер по исправлению положения доводятся до сведения соответствующих правительств в рамках постоянного диалога Комитета с правительствами, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее осуществление международных договоров о контроле над наркотиками.
59. В 2011 году Комитет рассмотрел положение в области контроля над наркотиками в Албании, Гаити, Мавритании и Папуа-Новой Гвинее, а также меры, принимаемые правительствами этих стран для осуществления международных договоров о контроле над наркотиками. При этом Комитет учитывал всю имевшуюся в его распоряжении информацию, уделяя особое внимание новым тенденциям в области контроля над наркотиками в этих странах.
а) Албания
60. В последние годы правительство Албании добилось определенного прогресса в деле контроля над наркотиками, в частности в сфере правоохранительной деятельности. Законодательство в области контроля над наркотиками в целом отвечает современным требованиям. Осуществление первой стратегии в этой области завершилось в 2010 году, и сейчас правительство готовит новую стратегию, а также план действий по ее реализации, которые затем будут представлены на утверждение парламенту. Определенный прогресс был также отмечен в деле представления Комитету требуемой информации о прекурсорах.
61. На деятельность по контролю над наркотиками по-прежнему выделяется недостаточно ресурсов. Хотя действующим законодательством предусмотрено создание межведомственного комитета по координации политики в области контроля над наркотиками, этот комитет пока не в состоянии функционировать надлежащим образом из-за нехватки средств. Комитет отмечает постоянное отсутствие необходимых ресурсов для создания нормативной базы в области контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами со стороны министерства здравоохранения, что негативно сказывается на эффективности такого контроля. Отсутствует централизованный механизм сбора данных, и из-за этого возникают расхождения в данных об изъятиях наркотиков и злоупотреблении ими.
62. В Албании отмечается рост наркомании, особенно среди молодежи. Отсутствие координации в деятельности органов власти препятствует сбору данных о положении в области злоупотребления наркотиками в стране и созданию надлежащих условий для лечения наркоманов. Комитет хотел бы особо отметить важность проведения национального исследования в области злоупотребления наркотиками в Албании в целях более эффективного решения этой все более обостряющейся проблемы. Комитет настоятельно призывает правительство приложить дополнительные усилия и принять более эффективные меры для достижения прогресса в этой области.
63. В рамках постоянного диалога с правительством Албании Комитет пригласил делегацию правительства этой страны принять участие в работе его сессии в феврале 2011 года. Члены делегации проинформировали Комитет о мерах, принятых в последнее время в области контроля над наркотиками в Албании, и заверили его в том, что их правительство сохраняет приверженность делу контроля над наркотиками и развитию сотрудничества с Комитетом. Комитет отмечает, что правительство Албании не прекращает своей деятельности, и надеется наладить более тесное сотрудничество с правительством в целях достижения целей, закрепленных в международных договорах о контроле над наркотиками.
b) Гаити
64. Комитет отмечает, что за время, прошедшее после трагического землетрясения, случившегося 12 января 2010 года, в Гаити было сделано многое. Несмотря на множество проблем и трудностей, при поддержке международного сообщества по-прежнему прилагаются усилия по восстановлению страны. В 2011 году Председатель Комитета провел встречи с постоянными представителями Гаити при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и Женеве в целях обсуждения вопросов, касающихся положения в области контроля над наркотиками в Гаити, и изучения практической возможности направления миссии Комитета в Гаити в установленном порядке.
65. Комитет с удовлетворением отмечает, что национальные органы Гаити по контролю над наркотиками вновь начали выполнять свои обязательства по представлению отчетов в соответствии с тремя международными конвенциями о контроле над наркотиками и регулярно предоставляют статистические данные о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, а также исчисления и оценки в отношении наркотических средств и психотропных веществ. Комитет хотел бы рекомендовать правительству и дальше прилагать усилия в этом направлении. Комитет надеется, что в скором времени правительство страны подтвердит свою приверженность делу международного контроля над наркотиками, присоединившись к Конвенции 1971 года.
66. Гаити остается важным транзитным пунктом в системе контрабандных поставок кокаина в Северную Америку и Европу через Вест-Индию. Контрабанда каннабиса из Гаити в соседние страны по-прежнему представляет серьезную проблему для органов наркоконтроля в этом районе. Разрушения, вызванные землетрясением 2010 года, и произошедшее в результате этого снижение потенциала национальных правоохранительных органов, занимающихся проблемой наркотиков, породили опасения, что наркоторговцы могут начать еще активнее использовать Гаити в качестве перевалочной базы для контрабанды наркотиков. Если оставить эту проблему без внимания, то транзитные поставки запрещенных наркотиков через Гаити подорвут усилия правительства и международного сообщества по укреплению государственных институтов и политической стабильности. Поэтому Комитет призывает правительство Гаити принять необходимые меры для сдерживания такой незаконной деятельности. Комитет призывает также международное сообщество оказать помощь правительству Гаити в этой области.
с) Мавритания
67. Мавритания является участником всех трех международных договоров о контроле над наркотиками. В последние годы Комитет выражал серьезную обеспокоенность по поводу соблюдения правительством Мавритании этих договоров. Однако после активного диалога с Комитетом правительство предприняло шаги для совершенствования национального механизма контроля над наркотиками, в том числе посредством внесения поправок в национальное законодательство о контроле над наркотиками, принятия национальной стратегии в этой области и укрепления потенциала национального межведомственного органа в целях улучшения сотрудничества.
68. Комитет приветствует меры, принятые правительством Мавритании для расширения своих возможностей в области контроля над наркотиками. Однако эти усилия необходимо еще больше активизировать, с тем чтобы у правительства была возможность адекватно реагировать на новые тенденции в области злоупотребления наркотиками в Мавритании и их незаконного оборота на территории страны. Комитет по-прежнему обеспокоен увеличением масштабов контрабанды наркотиков в Европу через Мавританию и другие страны Сахеля в Западной Африке.
69. Поскольку Мавритания, как и многие другие страны Западной Африки, не располагает ресурсами и возможностями для эффективного решения новых проблем в области незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, Комитет призывает правительство Мавритании активизировать его усилия, направленные на сокращение незаконного спроса и предложения, и сотрудничать в этой области с правительствами соседних стран. Комитет призывает Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и другие международные учреждения поддержать усилия правительства Мавритании по созданию потенциала, с тем чтобы у него была возможность добиться дальнейшего прогресса в деле соблюдения международных договоров о контроле над наркотиками. В ближайшем будущем планируется направить в Мавританию миссию Комитета.
d) Папуа-Новая Гвинея
70. Комитет по-прежнему обеспокоен ситуацией в Папуа-Новой Гвинее, в том числе отсутствием надлежащего национального законодательства о контроле над наркотиками и механизма для координации усилий правительства в этой области, а также весьма неутешительным состоянием сотрудничества правительства с Комитетом в плане как представления требуемых данных согласно международным договорам о контроле над наркотиками, так и реагирования на запросы Комитета относительно предоставления информации о положении в области контроля над наркотиками в стране.
71. Налицо все признаки того, что незаконное культивирование и оборот каннабиса остаются широко распространенным явлением в Папуа-Новой Гвинее. Кроме того, эффективность национальных усилий по контролю над наркотиками страдает из-за отсутствия координации государственных учреждений. Еще одна проблема заключается в том, что национальные правоохранительные органы не обладают необходимым потенциалом. Папуа-Новая Гвинея остается одной из немногих стран мира, которые еще не стали участниками Конвенции 1988 года.
72. На протяжении многих лет Комитет ставит перед правительством Папуа-Новой Гвинеи вопросы, вызывающие у него обеспокоенность. Комитет будет и впредь вести диалог с правительством в целях содействия соблюдению этой страной международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет настоятельно призывает правительство Папуа-Новой Гвинеи принять в первоочередном порядке меры по усилению контроля над наркотиками и призывает членов международного сообщества, в частности ЮНОДК, оказать необходимую помощь, чтобы как можно скорее исправить сложившуюся ситуацию. В сентябре 2011 года Председатель Комитета встретился с министром здравоохранения Папуа-Новой
Гвинеи, чтобы обсудить вопросы, вызывающие у Комитета обеспокоенность, а также предложение о направлении в эту страну миссии Комитета.
3. Страновые миссии
73. В рамках осуществления своего мандата в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками и в контексте постоянного диалога с правительствами Комитет ежегодно организует несколько страновых миссий, с тем чтобы обсудить с компетентными национальными органами принятые меры и достигнутый прогресс в различных областях контроля над наркотиками. Такие миссии дают Комитету возможность не только получить информацию из первых рук, но и лучше изучить положение в области контроля над наркотиками в каждой посещаемой стране, что позволяет Комитету давать правительствам соответствующие рекомендации и содействовать соблюдению договоров.
74. После опубликования своего предыдущего доклада Комитет направил миссии в следующие страны: Данию, Зимбабве, Индию, Коста-Рику, Ливийскую Арабскую Джамахирию, Мексику, Мьянму, Сальвадор, Сербию, Соединенные Штаты и Чешскую Республику.
а) Коста-Рика
75. Миссия Комитета посетила Коста-Рику в июне 2011 года. Коста-Рика является участницей всех трех международных договоров о контроле над наркотиками, и ее правительство привержено осуществлению их положений. Правительство приступило к осуществлению правовых и институциональных реформ для расширения возможностей страны в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков, обеспечивая при этом доступность наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях. В Коста-Рике эффективно функционирует система, обеспечивающая использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров только в законных целях; зарегистрированы лишь единичные случаи утечки контролируемых веществ в незаконные каналы. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительство принимает меры для расширения доступности опиоидных анальгетиков, используемых в медицинских целях.
76. Из-за своего стратегического расположения Коста-Рика по-прежнему используется наркоторговцами для транзита незаконных партий некоторых наркотиков и прекурсоров. Комитет с удовлетворением отмечает меры, принятые властями Коста-Рики в целях обеспечения координации своих усилий в области борьбы с такой деятельностью с усилиями, предпринимаемыми национальными правоохранительными органами других стран. Согласно результатам исследований, масштабы распространенности злоупотребления наркотиками в Коста-Рике невелики, однако наблюдается тенденция к их расширению, и наркологические учреждения с трудом удовлетворяют спрос на свои услуги. Комитет направил правительству Коста-Рики всеобъемлющие рекомендации в отношении дальнейшего усовершенствования системы контроля над наркотиками в этой стране.
b) Чешская Республика
77. Миссия Комитета посетила Чешскую Республику в ноябре 2010 года. Цель миссии заключалась в том, чтобы изучить изменения, произошедшие после предыдущей миссии 2003 года, в частности законодательные изменения, касающиеся декриминализации хранения наркотиков для личного потребления в количествах ниже пороговых значений, а также обсудить с компетентными национальными органами меры по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Чешская Республика является участником всех трех международных договоров о контроле над наркотиками.
78. Комитет отмечает, что в национальном законодательстве Чешской Республики, касающемся контроля над наркотиками, хранение наркотиков для личного потребления в количествах ниже пороговых значений квалифицируется как административное правонарушение, а выращивание растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для личного потребления в количествах ниже пороговых значений квалифицируется как административное правонарушение. Комитет начал обсуждать с правительством вопрос о том, соответствуют ли эти правовые нормы положениям пункта 2 статьи 3 Конвенции 1988 года, который требует квалификации таких деяний в качестве уголовного правонарушения.
79. Комитет отмечает, что правительство Чешской Республики сохраняет приверженность целям и задачам международных договоров о контроле над наркотиками. Стратегия осуществления национальной политики в отношении наркотиков на 2010-2018 годы и План действий в отношении наркотиков на 2010-2012 годы отражают сбалансированную национальную политику в области контроля над наркотиками. Комитет высоко оценивает меры, принятые правительством для борьбы с незаконным изготовлением и оборотом наркотиков путем совершенствования и укрепления соответствующих положений национального законодательства о контроле над наркотиками. Комитет одобряет действия правительства, направленные на создание хорошо организованной и всеобъемлющей сети служб стационарного и амбулаторного лечения наркоманов.
c) Дания
80. Миссия Комитета посетила Данию в сентябре 2011 года. Цель миссии состояла в том, чтобы провести обзор мер, принятых правительством после предыдущей миссии Комитета 2004 года в целях выполнения своих обязательств по трем международным договорам о контроле над наркотиками, участницей которых она является, в частности Конвенции 1988 года.
81. В последние годы, согласно оценкам, годовой показатель распространенности потребления запрещенных наркотиков среди населения и молодежи в Дании не увеличивается, хотя уровень незаконного потребления некоторых видов наркотиков остается относительно высоким. Правительство осуществляет программы профилактики и лечения наркомании. Комитет с удовлетворением отмечает участие неправительственных организаций и общественных групп в реализации этих программ. Комитет отмечает, что правительство продолжает расширять деятельность по осуществлению комплексных законодательных и административных мер, связанных с контролем над наркотиками. Несмотря на принимаемые меры контроля за перемещением прекурсоров в Данию, из нее и через ее территорию, властям Дании необходимо обеспечить более последовательное использование онлайновой системы предварительного уведомления об экспорте (PEN Online), разработанной Комитетом в целях осуществления контроля за всеми поставками прекурсоров. Комитет был бы также признателен за представление более информативных годовых отчетов об усилиях этой страны в области предотвращения утечки прекурсоров.
d) Сальвадор
82. Миссия Комитета посетила Сальвадор в июне 2011 года. Предыдущая миссия Комитета была направлена в эту страну в 2006 году. Национальные компетентные органы подтвердили свою приверженность выполнению положений международных конвенций о контроле над наркотиками. Всеобъемлющая национальная стратегия контроля над наркотиками предусматривает, среди прочего, реформирование законодательной базы, активизацию правоохранительной деятельности и осуществление инициатив, направленных на сокращение незаконного спроса на наркотики. Административные механизмы контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и химическими веществами – прекурсорами функционируют достаточно эффективно. Правительство определило ряд факторов, ограничивающих доступность опиоидных анальгетиков, используемых в медицинских целях, и предпринимает шаги для их устранения.
83. Наркоторговцы, в том числе молодежные банды («марас»), по-прежнему используют Сальвадор в качестве страны транзита для переправки незаконных партий кокаина и «крэка» (производного кокаина, изготавливаемого из гидрохлорида кокаина) из Южной Америки в Северную. Сальвадор также является страной транзита для химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении стимуляторов амфетаминового ряда. Комитет принимает к сведению прилагаемые правительством Сальвадора усилия по предотвращению незаконного оборота наркотиков через территорию этой страны. Данные исследований распространенности злоупотребления наркотиками в Сальвадоре устарели. Комитет направил правительству всеобъемлющие рекомендации в отношении улучшения положения в области контроля за наркотиками в Сальвадоре.
e) Индия
84. Миссия Комитета посетила Индию в декабре 2010 года. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительство Индии полностью привержено целям международных договоров о контроле над наркотиками. Законное культивирование опийного мака и производство опия находятся под строгим контролем. Масштабы и характер злоупотребления наркотиками в Индии изменились; правительство принимает меры в целях проведения нового общенационального обследования, посвященного этой проблеме; в частности уже проведено предварительное пробное обследование.
85. Участники миссии обсудили с представителями властей их усилия по дальнейшему расширению работы, направленной на сокращение спроса на наркотики, и укреплению деятельности по первичной профилактике наркомании, а также по
обеспечению наличия достаточного количества пунктов наркологической помощи. В рамках миссии обсуждались также меры по борьбе со злоупотреблением лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства, или психотропными веществами, меры по искоренению незаконного культивирования опийного мака и предупреждению незаконного изготовления синтетических наркотиков. Механизмы контроля над международной торговлей наркотическими средствами и психотропными веществами функционируют в Индии достаточно эффективно. Участники миссии совместно с правительством провели обзор мер, направленных на повышение качества представляемых Индией сведений об осуществлении в стране законной деятельности, связанной с наркотическими средствами, и особенно с психотропными веществами. Обсуждались также меры по обеспечению рационального использования контролируемых веществ, в том числе опиоидных анальгетиков, и их наличия для медицинских целей.
f) Ливийская Арабская Джамахирия
86. Миссия Комитета посетила Ливийскую Арабскую Джамахирию6 в январе 2011 года. Учитывая текущую ситуацию в стране, Комитет принял решение перенести на более подходящее время рассмотрение рекомендаций, касающихся контроля над наркотиками в этой стране.
g) Мексика
87. Комитет направил миссию в Мексику в октябре 2011 года. Комитет отмечает, что правительство Мексики, являющейся участником всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками, твердо привержено их целям и задачам. Перед Мексикой стоят проблемы широкомасштабного подпольного изготовления метамфетамина, большая часть которого незаконно переправляется впоследствии контрабандным путем в Соединенные Штаты. Мексике приходится также решать проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров. Со времени проведения последней миссии Комитета в 2005 году правительство Мексики приняло ряд мер, направленных на борьбу с этой незаконной деятельностью и ограничение влияния занимающихся ею преступных организаций. Была усовершенствована законодательная база, что позволило органам судебной системы принимать более эффективные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, и совершенствование законодательной базы планируется продолжать. Отмечается более широкое сотрудничество с правоохранительными и судебными органами других стран Северной и Южной Америки. Достигнут целый ряд успехов в области правоохранительной деятельности, и позиции преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, в некоторой степени ослабли.
88. Правительство Мексики разработало специальную программу действий в целях расширения своих мероприятий по профилактике и лечению наркомании и соответствующей информационно-просветительской деятельности. С 2008 года было открыто множество государственных учреждений для оказания услуг по профилактике наркомании, предоставления консультативной помощи наркоманам и их лечения. Участники миссии обсудили с представителями компетентных национальных органов практические меры по сокращению незаконного спроса на контролируемые вещества. Комитет принимает к сведению мероприятия правительства, направленные на улучшение доступа к опиоидным анальгетикам и решение сохраняющихся проблем незаконного культивирования каннабиса и опийного мака для производства опия, используемого затем в качестве сырья для незаконного изготовления героина в стране. Комитет направил правительству
всеобъемлющие рекомендации в отношении сокращения незаконного предложения контролируемых веществ и одновременной активизации деятельности по сокращению спроса в Мексике.
h) Мьянма
89. Комитет направил миссию в Мьянму в декабре 2010 года. Он отмечает, что правительство Мьянмы сохраняет полную приверженность делу искоренения незаконного культивирования опийного мака в стране, о чем свидетельствует последовательное осуществление пятнадцатилетнего плана действий по ликвидации наркотиков, разработанного правительством в 1999 году. После проведения последней миссии Комитета в 2006 году в Мьянме постоянно предпринимались усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими, причем особенно заметного прогресса удалось добиться в области профилактики наркомании и оказания лечебно-реабилитационной наркологической помощи.
90. Тем не менее Комитет отмечает, что все еще существуют серьезные проблемы. В частности, несмотря на значительное сокращение площадей незаконных плантаций опийного мака и объема производства опия в Мьянме в 1999-2006 годах, начиная с 2007 года такое культивирование ежегодно возрастало, в результате чего многие крестьяне, прежде занимавшиеся выращиванием опийного мака, могут вернуться к такой деятельности. Комитет также обеспокоен тем, что несмотря на активизацию работы правоохранительных органов Мьянма стала одним из крупных незаконных производителей стимуляторов амфетаминового ряда, в частности таблеток метамфетамина. В последние годы Мьянма сообщала об изъятиях значительных количеств химических веществ – прекурсоров. Увеличился также незаконный оборот эфедрина и псевдоэфедрина в составе фармацевтических препаратов. Кроме того, правительство не добилось существенных успехов в решении сохраняющихся проблем обеспечения наличия в стране достаточного количества опиоидов для медицинских целей.
i) Сербия
91. Миссия Комитета посетила Сербию в октябре 2011 года. Сербия является участницей всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками и привержена осуществлению их положений. Комитет с удовлетворением отмечает принятие Сербией национальной стратегии и плана действий по контролю над наркотиками, а также плана по созданию национального комитета для координации совместных усилий всех учреждений, заинтересованных в осуществлении национальных инициатив в области контроля над наркотиками. Сербия по-прежнему является важной страной транзита наркотиков, переправляемых контрабандным путем по «балканскому маршруту».
92. Комитет отмечает, что сербские правоохранительные органы сообщили об успешном сотрудничестве с региональными и международными партнерами, благодаря которому были изъяты крупные партии запрещенных наркотиков и ликвидированы международные преступные синдикаты. Правительство признало необходимость точной оценки потребностей Сербии в анальгетиках, используемых для снятия боли, которые по-прежнему занижаются, и рассматривает в настоящее время вопрос о принятии мер для решения этой проблемы. В последние годы правительство приступило к осуществлению ряда программ профилактики и лечения наркомании. В то же время в Сербии пока что отсутствуют какие-либо программы реабилитации наркоманов и последующего наблюдения за ними.
j) Соединенные Штаты Америки
93. Миссия Комитета посетила Соединенные Штаты в апреле 2011 года. Предыдущая миссия была направлена в эту страну в 1998 году. Совместно с представителями властей участники миссии рассмотрели существующие в некоторых штатах страны программы использования каннабиса «в медицинских целях». Комитет просит правительство обеспечить выполнение всех мер контроля в отношении растений каннабиса и каннабиса во всех штатах и на всех территориях, на которые распространяется его законодательная власть, как того требует Конвенция 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, поскольку Соединенные Штаты являются участником этой конвенции. Правительству следует доходчиво и убедительно объяснить широкой общественности и молодежи, в частности, в чем заключаются пагубные последствия злоупотребления каннабисом для здоровья. Комитет также рекомендует правительству тщательно следить за положением в области злоупотребления лекарственными средствами рецептурного отпуска и принимать более эффективные меры по профилактике и сокращению масштабов злоупотребления такими средствами.
94. Соединенные Штаты обладают значительным опытом борьбы с проблемой незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ через интернет-аптеки. Комитет призывает правительство обмениваться своими знаниями и передовыми видами практики в этой области с властями других стран, столкнувшихся с такими же проблемами, а также с Комитетом. Комитет высоко оценивает тесное сотрудничество властей Соединенных Штатов в области контроля над прекурсорами и предлагает правительству и впредь прилагать усилия для неизменного представления Комитету высококачественных статистических данных о наркотических средствах и психотропных веществах.
k) Зимбабве
95. Миссия Комитета посетила Зимбабве в июне 2011 года. В силу своего расположения в самом центре южной части Африки Зимбабве по-прежнему используется для транзита запрещенных наркотиков. В Зимбабве широко распространено злоупотребление каннабисом и растет потребление некоторых других наркотиков, которое изначально находилось на довольно низком уровне. Наркоторговцы предпринимали попытки организовать утечку прекурсоров в незаконные каналы через Зимбабве. Национальное законодательство и административные инструкции образуют достаточную основу для осуществления положений международных договоров о контроле над наркотиками. Несмотря на политические и экономические потрясения последнего десятилетия, в стране созданы государственные структуры для контроля над наркотиками; тем не менее потенциал органов наркоконтроля необходимо укреплять.
96. Участники миссии обсудили с властями пути активизации мер, направленных на сокращение спроса на наркотики в Зимбабве, особенно среди молодежи, и организации первичной профилактики и лечения на всей территории страны для лиц, потребляющих все виды наркотиков. Рассматривались также меры по расширению возможностей правоохранительных органов в деле противодействия незаконному обороту наркотиков и повышения доступности контролируемых веществ, в том числе опиоидных анальгетиков, используемых в медицинских целях.
4. Оценка выполнения правительствами рекомендаций, сформулированных Комитетом по итогам его страновых миссий
97. В рамках своего постоянного диалога с правительствами Комитет ежегодно проводит также оценку выполнения правительствами его рекомендаций, сформулированных по итогам страновых миссий. В 2011 году Комитет предложил правительствам пяти стран, в которых его миссии побывали в 2008 году, – Маврикия, Румынии, Объединенных Арабских Эмиратов, Украины и Эфиопии – представить информацию о ходе выполнения его рекомендаций.
98. Комитет выражает признательность правительствам Маврикия, Румынии, Объединенных Арабских Эмиратов и Украины за представление запрошенной информации. Их сотрудничество облегчило Комитету оценку существующего в этих
странах положения в области контроля над наркотиками и соблюдения правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками. Информация правительства Эфиопии поступила слишком поздно, поэтому Комитет не смог проанализировать ее, и он включит результаты своего анализа в ежегодный доклад за 2012 год.
99. Кроме того, Комитет рассмотрел выполнение своих рекомендаций по итогам проведенных им в 2007 году миссий в Либерию и Вьетнам, которые не предоставили вовремя запрошенную информацию, для того чтобы ее можно было включить в обзор в 2010 году.
а) Либерия
100. Правительство Либерии не добилось особых успехов в выполнении рекомендаций, сформулированных Комитетом по итогам его миссии в эту страну в 2007 году. Вследствие многочисленных проблем, с которыми сталкивается эта страна после затяжной гражданской войны, ее возможности эффективно решать вопросы контроля над наркотиками по-прежнему весьма ограничены. Комитет с обеспокоенностью констатирует, что страна еще не ратифицировала Конвенцию 1971 года и что действующее национальное законодательство в области контроля над наркотиками не было скорректировано с учетом требований соответствующих международных договоров. По-прежнему нет действенного контроля за законным ввозом наркотических средств, психотропных веществ и химических веществ – прекурсоров.
101. Комитет отмечает, что необходимо принять меры для активизации и рационализации работы различных служб правоохранительных органов в Либерии, которым поручено бороться с незаконным оборотом наркотиков, с тем чтобы избегать дублирования их деятельности и неэффективного использования ресурсов. Комитет призывает правительство создать систему контроля над прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков. Это особенно важно ввиду того, что Либерия уже используется наркоторговцами для организации утечки этих веществ.
102. В Либерии широко распространено злоупотребление наркотиками, однако масштабы этого явления в стране властям не известны. Там никогда не проводилось систематизированной оценки характера, масштабов и тенденций злоупотребления наркотиками. Комитет призывает правительство провести оценку масштабов злоупотребления наркотиками путем сбора и анализа данных о масштабах, распространенности и других характеристиках злоупотребления наркотиками. Такая объективная оценка необходима для разработки программ профилактики злоупотребления наркотиками, а также лечения и реабилитации наркоманов.
103. Комитет настоятельно призывает правительство Либерии добиваться дальнейшего прогресса в соблюдении международных договоров о контроле над наркотиками и рассмотреть вопрос об обращении за необходимой технической помощью к ЮНОДК и другим международным органам.
b) Маврикий
104. Правительство Маврикия выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом по итогам его миссии в эту страну в 2008 году, и в ряде областей контроля над наркотиками наметился определенный прогресс. Комитет с удовлетворением отмечает, что национальное законодательство в области контроля над наркотиками стало строже и что были приняты административные меры для дальнейшего улучшения межведомственного сотрудничества и координации деятельности учреждений, служб и органов, занимающихся проблемами незаконного оборота наркотиков и наркомании. Мероприятия по сокращению спроса на наркотики на Маврикии успешно координируются при участии органов здравоохранения, и на всей территории страны при поддержке органов, обеспечивающих соблюдение законов о наркотиках, проводятся кампании по профилактике наркомании.
105. Правительство Маврикия укрепляет национальный потенциал в области контроля над наркотиками, в том числе контроль на морских и воздушных границах, и выделяет больше средств на приобретение соответствующего оборудования и обучение персонала. В аэропортах и морских портах регулярно проводятся совместные мероприятия полиции и таможенных органов по обеспечению контроля над наркотиками. Кроме того, активизировалось сотрудничество с зарубежными партнерами на оперативном уровне в целях предупреждения контрабанды наркотиков, в частности препаратов, содержащих бупренорфин, из Европы на Маврикий.
106. Признавая успехи, достигнутые Маврикием в области контроля над наркотиками, Комитет призывает его правительство и далее прилагать усилия для лечения и реабилитации наркоманов. Что касается осуществляемых на Маврикии программ метадоновой заместительной терапии, то Комитет предлагает правительству расширить социально-психологическую поддержку и найти методы, способствующие снижению наркоманами их разового употребления наркотиков, чтобы в конечном итоге они могли прекратить злоупотреблять ими. Комитет отмечает, что на Маврикии доступность наркотических средств и психотропных веществ для медицинских нужд по-прежнему ограничена.
c) Румыния
107. Правительство Румынии выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом по итогам его миссии в эту страну в октябре 2008 года, и в ряде областей контроля над наркотиками достигнут определенный прогресс. Комитет отмечает, что правительство выделило дополнительные средства для сбора статистических данных с целью повысить качество своих докладов, представляемых Комитету в соответствии с требованиями международных договоров о контроле над наркотиками. Приняты также меры для повышения доступности наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях.
108. Комитет приветствует меры, принимаемые для улучшения таможенного и пограничного контроля в целях предупреждения незаконного оборота наркотиков через территорию Румынии, включая обеспечение таможенных органов оборудованием для обнаружения наркотиков, разработку и применение в таможенных органах информационной системы по наркотикам и создание в полиции подразделения для эффективной координации работы по осуществлению национальной стратегии борьбы с наркотиками на период 2005-2012 годов. Было принято соответствующее законодательство, с тем чтобы установить национальный контроль над новыми веществами, и удалось добиться повышения эффективности сотрудничества в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков на национальном и международном уровнях.
109. Комитет отмечает, что правительство Румынии принимает меры для укрепления своего потенциала в деле сокращения спроса на запрещенные наркотики в стране. Он призывает правительство и далее прилагать усилия для обеспечения дальнейшего прогресса в этой области, в частности в том, что касается наличия служб наркологической помощи и создания надежной базы данных по проблеме злоупотребления наркотиками в стране.
d) Украина
110. Правительство Украины выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом по итогам его миссии в эту страну в мае 2008 года, и в ряде областей контроля над наркотиками достигнут определенный прогресс. Комитет отмечает, что
правительство приняло меры для увеличения объема финансирования Национального комитета по контролю над наркотиками. Предприняты шаги для улучшения координации деятельности национальных структур, местных органов власти и правоохранительных ведомств в целях сокращения спроса на запрещенные наркотики и их предложения, и была также усовершенствована информационная система. Приняты также меры для решения проблемы злоупотребления трамадолом.
111. На Украине предприняты более активные усилия по ограничению культивирования опийного мака площадью, которая достаточна для удовлетворения спроса на семена мака, используемые в кулинарных целях, и по предупреждению утечки маковой соломы, используемой для незаконного изготовления наркотиков. В этих целях правительство проводило ежегодные профилактические мероприятия, и был достигнут определенный прогресс в выведении сортов опийного мака с низким содержанием алкалоидов. Комитет отмечает, что правительство приняло меры для обеспечения более широкого использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, и призывает его и дальше прилагать усилия в этом направлении.
112. Правительство Украины ведет работу по сокращению масштабов употребления наркотиков путем инъекций и распространения ВИЧ/СПИДа. Комитет надеется, что правительство Украины будет и впредь принимать меры и добьется прогресса в области сокращения спроса.
е) Объединенные Арабские Эмираты
113. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом по итогам его миссии в эту страну в январе 2008 года, и в ряде областей контроля над наркотиками достигнут определенный прогресс. Комитет отмечает, что правительство приняло меры для того, чтобы распространить на все зоны свободной торговли на своей территории действие законов, регулирующих различные виды деятельности, связанные с импортом и экспортом наркотических средств, психотропных веществ и химических веществ – прекурсоров, в соответствии со статьей 18 Конвенции 1988 года. С 2009 года власти Объединенных Арабских Эмиратов активно используют систему PEN Online.
114. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов предприняло шаги по усилению контроля за контейнерными перевозками в морских портах и зонах свободной торговли, и проводило с этой целью совещания и практикумы для должностных лиц, отвечающих за работу морских портов, зон свободной торговли и таможни. В настоящее время разрабатывается веб-сайт по вопросам, касающимся грузовых перевозок и компаний, действующих в этой области. Комитет приветствует установление контроля над фармацевтическими препаратами, содержащими эфедрин или псевдоэфедрин, путем введения требования в отношении получения разрешения на ввоз таких препаратов.
115. Комитет принимает к сведению осуществление различных мероприятий по сокращению предложения и спроса в Объединенных Арабских Эмиратах и рассчитывает на то, что правительство будет добиваться дальнейшего прогресса, в частности в деле сбора и предоставления Комитету информации о масштабах и характере наркопроблем в стране, а также в деле создания системы выявления подозрительных грузов в контейнерах, прибывающих в зоны свободной торговли или отправляемых из них.
f) Вьетнам
116. Правительство Вьетнама выполняет рекомендации, сформулированные Комитетом по итогам его миссии в эту страну в октябре 2007 года, и в ряде областей контроля над наркотиками достигнут определенный прогресс. Комитет отмечает, что была активизирована деятельность по обеспечению доступности наркотических средств для использования в медицинских целях. Приняты меры для улучшения подготовки докладов страны, представляемых Комитету в соответствии с требованиями международных договоров о контроле над наркотиками.
117. Комитет приветствует шаги, предпринятые Вьетнамом для улучшения лечения и реабилитации наркоманов, а также усилия, направленные на обеспечение его участия в различных проектах ЮНОДК в этой области. Комитет призывает правительство укреплять и поддерживать существующие структуры, а также наращивать потенциал в области оказания наркологической помощи.
118. Комитет принимает к сведению меры, принятые правительством Вьетнама для налаживания сотрудничества с соседними странами в целях активизации региональных правоохранительных мероприятий в области контроля над наркотиками и предупреждения преступности. Комитет призывает правительство укреплять национальные системы с целью активизации усилий по выявлению незаконного оборота наркотиков.
119. Отмечая активизацию усилий, направленных на обеспечение национальных органов наркоконтроля надлежащими ресурсами, Комитет призывает правительство Вьетнама продолжать работать в этом направлении, с тем чтобы добиваться прогресса в решении проблемы наркотиков на национальном уровне.
Оценка выполнения правительствами рекомендаций, сформулированных Комитетом в его ежегодных докладах за 2005, 2006 и 2007 годы
120. В рамках усилий по достижению целей международных договоров о контроле над наркотиками Комитет провел в 2011 году оценку выполнения его рекомендаций, содержащихся в ежегодных докладах за 2005, 2006 и 2007 годы. Эта оценка основывалась на информации, полученной от 123 стран и территорий, которые заполнили специально разработанный для этой цели вопросник, а также на имевшейся у Комитета информации о присоединении к договорам и соблюдении правительствами мер контроля. Комитет хотел бы поблагодарить правительства ответивших стран за представленные материалы.
121. Результаты оценки показывают, что большинство рекомендаций Комитета были в той или иной степени выполнены в тех областях, которые вызывают у него озабоченность, включая
a) присоединение к договорам и соблюдение мер контроля;
b) предотвращение утечки контролируемых веществ;
с) сокращение масштабов культивирования запрещенных к возделыванию растений и предупреждение незаконного оборота наркотиков;
d) профилактика злоупотребления наркотиками;
e) доступность и рациональное использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
f) предупреждение незаконного функционирования интернет-аптек и использования курьерских служб доставки в противозаконных целях.
122. Комитет будет и впредь следить за положением в области контроля над наркотиками в различных странах, выявлять недостатки в системе наркоконтроля на национальном и международном уровнях и в сотрудничестве с правительствами добиваться полного выполнения международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет надеется, что правительства будут и дальше поддерживать его усилия, направленные на достижение целей этих договоров.
Источник: