06.09.2021
Рассмотрим всех участников школьного самоуправления. Ими являются учителя и учащиеся. Понятно, что по аналогии с местным сообществом, «школьное сообщество» не может состояться без взаимодействия.
А последнее не может быть без:
• взаимного доверия всех участников педагогического процесса;
• соблюдения всеми этических и моральных норм;
• участия всех, начиная с первоклассников и заканчивая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения (каждый делает это на уровне своих умений и знаний, но выслушиваются и обсуждаются мнения всех);
• осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;
• постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей воспитания и образования;
• сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;
• работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;
• активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.
Авторы красноярской модели школьного самоуправления определяют пять основных составляющих, без которых невозможен успех в развитии образования. Мы позволим себе это прокомментировать. Первый пункт можно принять без изменений. Второй принимается с несущественными поправками. В третий следует внести социальный фактор – не столько «рыночные навыки», сколько навыки гражданского общества. Четвёртый и пятый можно принять с небольшими поправками.
1. Участники, выстраивающие равные отношения через специальные программы, в которых принимают участие и взрослые.
2. Безопасная среда, которая создаёт условия для реализации творческого потенциала, в первую очередь, через творческий учебный процесс.
3. Получение к окончанию школы навыков участия (в рыночных отношениях) в гражданских процессах.
4. Забота о здоровье на протяжении всего учебного процесса обучения в школе, обеспечивающая здоровье и в будущем.
5. Стремление вложить свой опыт и успех в развитие сообщества.
Для нашей работы важным является то, что все указанные пункты укладываются в нашу концепцию первичной профилактики и расширяют число участников профилактического процесса.
Давайте рассмотрим этих участников с точки зрения их интересов к школьному самоуправлению.
К таким специфическим интересам групп относятся:
Как видно, среди перечисленного многообразия интересов, есть те, которые объективно объединяют данные социальные группы. Конечно, вся действующая социальная сеть направлена на достижение эффективности детьми и молодёжью. Поэтому всё выстраиваемое социальное партнёрство, прежде всего, должно заботиться о социальной атмосфере местного сообщества. Исходя из этого, все заинтересованные социальные и общественные структуры должны работать сообща. Для этого нужен информационно-координационный центр. Таким центром в общественно активной среде и становится школа. Но для этого она должна стать реальным лидером всех гражданских процессов в микрорайоне. Дети – это то, что объединяет интересы всех участников социальных процессов в микрорайоне. А для того, чтобы они знали что делать, для этого и нужен информационный материал и координация.
Но дети не должны в этом процессе стоять в стороне в качестве опекаемых. Они должны быть равноправным его участником. И это объяснимо. Во-первых, с их участием мы расширяем число не просто участников, но союзников. Во-вторых, с их исключительной креативностью, инновационностью и коммуникативностью, динамичность выстраивания безопасной среды возрастёт в несколько раз. Не секрет, что нынешнее молодое поколение обладает более широкими возможностями и разнообразными средствами получения знаний, которых не имели предыдущие поколения. В силу своей мобильности и активной адаптации к изменяющемуся миру молодежь способна получать такой объем и качество знаний, который до сих пор не был доступен никому.
И, нужно сказать, что возможность участия детей и молодёжи определяется, исходя из ответственности реальным социальным процессом. Но ситуации, которые будут складываться в процессе их социальной деятельности не игровые, а реальные. Именно это будет заставлять детей относиться к своему делу серьёзно и формировать у них ответственное отношение ко всему происходящему.
Старшие поколения всегда могут осуществлять не менторское попечительство, не начальственный контроль, а добровольческое участие, выражающееся не в навязывании каких-то истин, а во внимательном анализе ситуации и консультировании детей с целью достижения ими результативности в реализации социально значимых программ по месту жительства.
То, что касается сферы деятельности самоуправления в школе, то в одной из моделей учени- ческого самоуправления, которая получила название «Демократическая республика», предпола- гается, что основные сферы деятельности самоуправления должны включать в себя всё, что интересно и в чем могут проявить себя все участники образовательного процесса, за исключением того, что противоречит безопасности сообщества. Такие стороны в системе самоуправления должны оговариваться «республиканским законодательством».
Такой подход значительно расширяет поле для проявления детских мотиваций. Ведь практически каждый может предложить какую-то досуговую деятельность, которая ему интересна и в процессе создания творческих групп и союзов будет выкристаллизовываться своеобразная творческая мастерская, в которой, кстати, смогут принимать участие и представители старших поколений, и сами родители. В этом и будет проявляться принцип постепенного расширения сфер деятельности ученического самоуправления, в том числе и расширения числа участников образовательного процесса – учащихся средних классов, а затем младшеклассников. И, конечно же, постепенное включение в систему общего самоуправления родителей, представителей предприятий и учреждений, которые находятся в микрорайоне образовательного учреждения или так или иначе связанных с ней. Так постепенно и будет выстраиваться реальная, не надуманная, не бумажная система самоуправления – «Демократическая республика».
Нужно понимать, что само по себе самоуправление складываться не будет. Оно не результат общественного и административного безделья. Над этим нужно специально работать педагогическому коллективу, как профессиональной группе участников этого процесса. Ведь самоуправление не самоцель. Цель – условия для реализации творческого потенциала каждого представителя школьного сообщества. Без систематической целенаправленной деятельности ученическое самоуправление может переродиться в культ силы или «групповщину», что, естественно, приведет к формированию совершенно другого стиля взаимоотношений его участников, и как результат – определенный «педагогический брак», который создан руками организаторов самоуправления. Поэтому законодателем стиля должен стать творческий коллектив, в который могут и должны входить представители, участвующие в создании и развитии ученического самоуправления.
Что касается такой формы самоуправления, как «Демократическая республика», то она четко определена – это основанное на демократических принципах представительство от всех социальных групп, участвующих и заинтересованных в высоком качестве образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении. Можно сказать, что самоуправление строится на основе формирования структуры из двух «палат». Одна из «палат» формируется путем проведения демократических выборов Законодательного органа (школьного Парламента), а другая формируется через представительство в школьном штабе, который занимается подготовкой и реализацией той или иной модели самоуправления.
Есть и другая форма организации школьного самоуправления – это так называемая «Федерация», проводимая педагогами в тех случаях, когда в школе большая численность обучающихся, когда параллель составляет 4-5 и более классов. Тогда в школе могут формироваться отдельные республики. И таких республик в Федерации может быть от трех и более.
И в том, и в другом общеобразовательном учреждении может формироваться принцип представительства в законодательных и исполнительных органах от «партий», общественных или неформальных объединений, сформированных в ходе игры или уже существующих в образовательном учреждении. Конечно, нужно понимать, что невозможно полностью заимствовать систему самоуправления одного сообщества в другое. Каждая конкретная ситуация требует серьёзных проработок со стороны педагогического персонала, родительской общественности и ученического представительства. Каждый из вышеперечисленных элементов схемы взаимодействий требует дальнейшего изучения, как в педагогической теории, так и в ходе экспериментальной проверки и апробации в реальной практике работы образовательных учреждений разного типа. Эту работу предстоит делать всегда, не смотря на то, что технологии ОАШ прошли многолетнюю апробацию в целом ряде субъектов Российской Федерации.
Разрабатывая своеобразную систему безопасности, необходимо учитывать правовую направленность самоуправляемой школьной системы. И дело не только в том, что для её формирования необходимы правовые основы организации школьного самоуправления. Дело в том, что создаётся атмосфера общественного правового творчества. Вовлекаясь в процесс обсуждения правовых основ самоуправления как школьный, так и педагогический, родительские коллективы должны будут не только знакомиться с правовыми нормами, но и активно участвовать в их обсуждении, преломляя конкретные ситуации местного сообщества (опасности проживания и т.п.) в правовые механизмы.
В число основных нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят следующие:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
6. Устав общеобразовательного учреждения.
7. Локальные акты.
В заключении представления данной ювенальной технологии первичной профилактики мы коротко презентуем одну из её форм.
Источник: